Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Федеральные и региональные проекты, входящие в национальный проект:
Задача проекта:
внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология».
Главные цифры проекта (к 2024 году):
проведение комплексной оценки качества общего образования в 85 субъектах России, создание современной материально-технической базы в 16 тысяч школ в сельской местности и малых городах 80 субъектов Российской Федерации, создание новых мест в общеобразовательных организациях для 230 тысяч детей, участие 70% школьников в различных формах сопровождения и наставничества, реализация общеобразовательных программ в сетевой форме 70% организаций начального, основного и среднего общего образования, строительство и введение в эксплуатацию не менее 25 школ с привлечением частных инвестиций.
Задача проекта:
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Главные цифры проекта (к 2024 году):
создание в 85 субъектах России региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, обновление материально-технической базы в сельской местности для занятий физкультурой и спортом для 935 тысяч детей, создание 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков «Кванториум» для 2 млн детей, охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель проекта: создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления в 2024 году не менее 20 млн. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей
Основные показатели проекта:
1) Количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с привлечением некоммерческих организаций;
2) Количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с привлечением некоммерческих организаций
Показатели будут достигнуты за счет предоставления качественных услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, а также оказана поддержка гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей на базе центров и пунктов, созданных во всех муниципальных образованиях ХМАО-Югры.
«Цифровая образовательная среда»
- Срок реализации проекта 01.01.2019 – 30.12.2024
- Национальная цель, на достижение которой влияет региональный проект:
- Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
- Результаты:
- Создана и внедрена в общеобразовательных организациях цифровая образовательная среда.
- Обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
- Целевые показатели к 2024 году:
- Доля общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды – 63,14%
- Доля обучающихся, для которых созданы равные условия получения качественного образования вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления доступа к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды – 60%
- Доля педагогических работников, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды – 80%
- Доля образовательных организаций, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, процент – 100%
Целью проекта является обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.
Основные показатели проекта:
1) Доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников.
Данный показатель планируется достичь за счет:
внедрения системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций;
Обеспечения возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок;
повышения уровня профессионального мастерства в форматах непрерывного образования не менее 50% педагогических работников системы общего, дополнительного и профессионального образования;
вовлечения в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы не менее 70% учителей в возрасте до 35 лет.
2) Доля субъектов Российской Федерации, обеспечивших деятельность центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов.
3) Доля педагогических работников, прошедших добровольную независимую оценку квалификации.
Для достижения показателей на территории ХМАО-Югры будут созданы 2 центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и 1 центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов;
обеспечены условия для прохождения добровольной независимой оценки профессиональной квалификации не менее чем 10% педагогических работников системы общего образования и дополнительного образования детей
Одно из направлений национального проекта «Образование» – региональный проект «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)».
Основными показателями реализации проекта являются:
- внедрение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
- создание 2 центров опережающей профессиональной подготовки и 70 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой, в т.ч. для сдачи демонстрационного экзамена с учетом стандарта Ворлдскиллс, позволит выстроить систему эффективной профессиональной подготовки и повышения квалификации по рабочим профессиям по следующим направлениям: промышленные и инженерные технологии; информационные и коммуникационные технологии; строительство; обслуживание транспорта и логистика; искусство и дизайн; сфера услуг.
Основные мероприятия по данному направлению:
1. формирование обновленных содержательных, организационно-методологических, материально-технических условий для прохождения аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена, что позволит достичь к 2024 году 25% охвата обучающихся.
В целях организации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2022 году в профессиональных образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры созданы центры проведения демонстрационных экзаменов (далее – ЦПДЭ). Все ЦПДЭ прошли процедуру аккредитации и получили электронные аттестаты. Получено 382 аттестата ЦПДЭ.
- определены компетенции и площадки проведения аттестации в форме демонстрационного экзамена в образовательных организациях среднего профессионального образования (32 компетенции, 25 организаций);
- кол-во обучающихся, прошедших аттестацию в виде демонстрационного экзамена составило 2 967 человек (в том числе в ходе промежуточной аттестации 482 человек (16,2%), в ходе ГИА 2 485 человек (83,8%));
- состоялся VII региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». В чемпионате «Абилимпикс» 2022 года приняли участие 212 человек (123 студента, 89 школьников).
2. в рамках реализации проекта будет создано 2 центра опережающей профессиональной подготовки и 70 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой, в т.ч. для сдачи демонстрационного экзамена с учетом стандарта Ворлдскиллс, позволит выстроить систему эффективной профессиональной подготовки и повышения квалификации по рабочим профессиям по следующим направлениям: промышленные и инженерные технологии; информационные и коммуникационные технологии; строительство; обслуживание транспорта и логистика; искусство и дизайн; сфера услуг. Согласно Протоколу заседания Комиссии Министерства просвещения Российской Федерации от 25.08.2020 № 1, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра прошел конкурсный отбор на предоставление субсидии из федерального бюджета на создание в 2023 году Центра опережающей профессиональной подготовки.
За счет средств гранта РФ по состоянию на 31 июля 2022 года нарастающим итогом создано 19 мастерских.
За счет средств регионального бюджета (бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) по состоянию на 31 июля 2022 года нарастающим итогом создано 55 мастерских в 18 организациях, реализующих программы среднего профессионального образования.
3. В ходе реализации проекта будут внедрены программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, что позволит сформировать профессиональный кадровый потенциал, отвечающий вызовам современности и будущего развития системы профессионального образования и повысить конкурентоспособность профессионального образования Российской Федерации на международном уровне.
4. Внедрение апробированной методологии наставничества в системе среднего профессионального образования позволит к концу 2024 года вовлечь в различные формы наставничества не менее 70% обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
Срок реализации регионального проекта: с ноября 2018 года по 2024 год (включительно).
Куратор по направлению реализации нацпроекта (программы): заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры В.С. Кольцов.
Ответственный исполнительный орган государственной власти автономного округа: Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Региональный проект «Социальная активность» включает в себя две цели: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических
и национально-культурных традиций (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)»
и «Развитие добровольчества (волонтерства), развитие талантов и способностей у детей
и молодежи, в т.ч. студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов, вовлечения к 2024 году в добровольческую деятельность 20 % граждан, вовлечения 45 % молодежи в творческую деятельность и 70 % студентов в клубное студенческое движение».
Основными показателями реализации целей являются:
1. Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования, млн. человек накопительным итогом;
2. Доля граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность, %;
3. Доля молодежи, задействованной в мероприятиях по вовлечению в творческую деятельность, от общего числа молодежи в субъекте Российской Федерации, %;
4. Доля студентов, вовлеченных в клубное студенческое движение, от общего числа студентов субъекта Российской Федерации, %.
Основные мероприятия регионального проекта «Социальная активность»:
1. Создание центров (сообществ, объединений) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений (При положительном результате конкурсного отбора на предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на создание сети ресурсных центров);
2. Подготовка (переподготовка) не менее 500 специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества;
3. Реализация комплекса проектов и мероприятий для студенческой молодежи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, направленного на формирование и развитие способностей, личностных компетенций для самореализации и профессионального развития;
4. Ежегодное проведение информационной кампании по вовлечению творческой молодежи в отборочную кампанию на участие в образовательных программах
Форума молодых деятелей культуры и искусства «Таврида».
Паспорт проекта
- Молодежь России
- Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет
Официальная страница проекта на сайте Министерства просвещения https://edu.gov.ru/national-project/
Паспорт национального проекта «Образование»
https://rmc73.ru/wp-content/uploads/2022/02/pasport-nacz-proekta-obrazovanie-obshhij.pdf
Информационные материалы о национальном проекте «Образование»
https://rmc73.ru/wp-content/uploads/2022/02/informacziya-po-nacz-proektu-obrazovanie.pdf
Департамент образования и науки ХМАО-Югры
https://depobr.admhmao.ru/natsionalnyy-proekt-obrazovanie/