МАОУ "Прогимназия "Созвездие"
город Пыть-Ях, Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА
  • Инклюзивное образование

    ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ).

    Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих методов способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

    В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания.

    Инклюзивное образование предполагает:

    - изучение потребностей ребенка;

    - определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;

    - создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.

    Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

    Инклюзивное образование обеспечивает:

    1)максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка;

    2) формирует у всех участников воспитательно-образовательных отношений такие общечеловеческие ценности, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.

    Содержание  образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в МАОУ "Прогимназия "Созвездие" определяются адаптированной основной образовательной программой, содержание которой модифицировано для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей  в соответствии с заключением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида и, при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) —

    физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

    Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус

    При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК.

    Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.   

    Мероприятия по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида включают  в себя:

    • Реабилитацию средствами образования;
    • Социально-средовую реабилитацию;
    • Социально-педагогическую реабилитацию;
    • Социально-психологическую реабилитацию;
    • Социокультурную реабилитацию;
    • Социально-бытовую реабилитацию;
    • Физкультурно - оздоровительные мероприятия, мероприятия по занятию спортом.

             Дети - инвалиды, дети с ОВЗ получают образование в группах комбинированной  и компенсирующей направленности.

    Меры социальной поддержки для инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов

    ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

    Период

                        Дети с ОВЗ            

                           Дети–инвалиды с ОВЗ          

                       Дети–инвалиды            

    на  01.09.2023

                                21 (школа)

                                32 (детский сад)

                                  6 (школа)

                                 5 (детский сад)

                                  1 (школа)

                                2 (детский сад)

    на  01.10.2023

                          21 (школа)

                             32 (детский сад)

    6 (школа)

    5 (детский сад)

                     1 (школа)

                        2 (детский сад)

    ПРОЕКТ "КАРТА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОСОБОГО РЕБЁНКА"

    ​Уважаемые родители,  при поддержке Общественной палаты РФ был создан проект «Ванечка.рф» «Карта возможностей особого ребёнка». Это интернет-платформа, на которой собрана полезная, проверенная информация об учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с ОВЗ и инвалидностью. 

    Цель – удобство информированности об инфраструктуре и возможностях для ребенка с особыми потребностями и его родителей рядом с местом их проживания.

    Содержит в себе информацию более чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями. 

    Пользователи сайта без труда могут найти информацию о/об:

    • кружках и секциях,
    • образовательных учреждениях и реабилитационных центрах, предоставляющих свои услуги для детей с ОВЗ,
    • услугах профильных НКО и учреждений,
    • адаптированной среде,
    • наличии профильных специалистов,
    • стоимости услуг. 

    Есть возможность комментировать информацию об учреждениях и добавлять новые объекты на Карту.

    Более подробная информация:

    Ссылка на Карту: http://картавозможностей.рф/map  

    Ссылка на видеоролик о Карте: https://www.youtube.com/watch?v=HoyNhn-2gQA&feature=share

    Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

    Восемь принципов инклюзивного образования:

    1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
    3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
    4. Все люди нуждаются друг в друге;
    5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
    7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
    8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Алгоритм действий по реализации права родителей

    Алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих услуги в образовательных организациях и организациях социального обслуживания, на трудоустройство по должности «тьютор», «ассистент (помощник)»

    Образование для лиц с особыми образовательными потребностями - раздел сайта ДОиМП ХМАО-Югры

    Перейдя по данной ссылке (http://www.depsr.admhmao.ru/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-integratsiya-invalidov/) Вы сможете ознакомится с нормативно–правовыми актами, методическими материалами и другой полезной информацией по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты–Мансийском автономном округе–Югре до 2020 года,  согласно Распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 05.05.2017 № 261-рп.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie